Я вот наблюдаю за людьми, которые у нас через храм Митрофана Воронежского проходят, чтобы угол срезать. Думаю, вот человек ежедневно на работу ходит мимо храма. А некоторые приходят в нашу столовую, чтобы поесть. Казалось бы, ты хоть поинтересуйся: вот в двадцати шагах от тебя стоит храм. Ну, хоть зайди, посмотри, чем тут люди занимаются. Колокол звонит – а чего это он звонит? Вот, например, если бы там был какой буддийский Дацан, а я бы ходил к ним обедать, я бы обязательно зашёл – ну, интересно же! А что такое этот буддизм? Что они там делают? Как это происходит? Почему такие одежды у него? Почему они все лысые? Да много таких вопросов, даже когда внешне созерцаешь. Нет, тут спросишь: "Крещёный?" – "Да". И вот, мимо храма снуёт ежедневно туда, сюда – и ничего. Поэтому, конечно, это не к ним обращение, а к тем, которые всё знают. "И начали все, как бы сговорившись (конечно, никто не сговаривался), извиняться. Первый сказал ему: “я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня”. Другой сказал: "я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня". Третий сказал: "я женился и потому не могу придти"" (Лк.14, 18-20). А четвёртый сказал: "У меня папа умер, мне надо его похоронить". А шестой сказал: "У тётки – день рождения". А седьмой – "мне надо с ребёнком сидеть". А восьмой – "мне придут холодильник чинить". А девятый говорит: "Интернет устанавливают". А десятый сказал: "Почтальон придёт, пенсию принесёт". Ну и так далее. То есть... Ну, а двадцатый сказал: "Знаете, я вообще устал, целую неделю работал – так устал, что даже нет сил голову от подушки отнять". Всё уважительно, всё очень вежливо. И вот дальше, "возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: "пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых"" (Лк. 14, 21). Это как раз вот – мы. Нищие – никакой духовной жизни в нас нет. Увечные – каждый из нас просто изранен своей греховной жизнью с самого детства до сего дня. Хромые – наше шествие в Царствие Божие похоже на ковыляние инвалида: шаг – вперёд, два – назад, четыре – вбок и так далее. Слепые – вообще не знаем, куда идти. Можно ещё добавить к "собранным": и злых, и горбатых, и болтливых, и завистников, и сплетников, и блудников – и кого только в Церкви не собралось. Очень легко готовы слушать, кого угодно, идти, куда угодно, только не туда, куда нужно, где нам духовная польза. Вот таких, нас (почему именно таких? – да других нет, никто не откликнулся) и собрал Господь на трапезу Свою. Иной человек приходит и думает: "Сейчас в церкви – одни ангелы". А тут: "Куда встала на моё место? Пошла вон!" И так далее... Протоиерей Димитрий Смирнов